Шанхайский локдаун. Что это было? О причинах китайской политики нулевой терпимости к ковиду
Шанхайский локдаун закончен. Пришло время в серии постов отрефлексировать то, что произошло. Больше двух месяцев более 26 млн жителей Шанхая провели запертыми у себя дома. Один из крупнейших мировых экономических центров был полностью парализован. Людям не хватало еды и своевременной медпомощи, детей разлучали с их родителями, абсолютно здоровых людей увозили в ковидные лагеря, напоминающие казармы, множество суицидов, убийства домашних животных, сошедшие с ума люди, обанкротившиеся бизнесы, десятки тысяч сокращений и тотальная цензура, перешедшая все границы даже по китайским меркам. Не стоит забывать, что помимо Шанхая, четвертая часть Китая так или иначе находится в состоянии частичных локдаунов и ограничений. О трагедиях и последствиях локдауна я расскажу в следующих постах, а сегодня хотел бы разобрать причины и теории заговоров вокруг всей этой ситуации.
«Китайцы, наверно, что-то знают про вирус. Он же там появился! Не может быть, что они так усердно борются с Омикроном во вред экономическому развитию».
Это все тот же Омикрон с низкой смертностью. В Шанхае за время вспышки было зафиксировано 58 тыс заражений и более 500 тыс бессимптомных. Количество смертей с начала марта составило 588 человек. И если включить в эту цифру бессимптомное течение болезни, процент смертности от Омикрона в Китае ниже, чем где либо в мире. Зачем такие меры?
Официальная версия
«Важна каждая жизнь». Если не сдерживать вирус, то медицинская система не выдержит, что не позволит проводить эффективную терапию заболевших. В статье китайских ученых для журнала Nature была смоделирована ситуация без политики нулевой терпимости. Уровень вакцинации среди пожилого населения в Китае по-прежнему не достаточно высок. Две дозы местной вакцины, эффективность которой под большим вопросом, получили только 82% людей старше 70 и 51% старше 80. В таком случае, считают ученые, за 6 месяцев заболело бы 112 млн человек, а число смертей достигло бы 1,6 млн человек. Так что официальная позиция властей: мы спасаем миллионы людей. А ради этого дорогие граждане можете и потерпеть. И рекомендации ВОЗ нам здесь не указ.
Только вот никто не считает, сколько людей не получили неотложную медицинскую помощь и лечение других серьезных заболеваний. Не говоря уже о вреде ментальному здоровью и материальному благополучию людей.
Бэкграунд официальной версии это превосходство китайской модели над западной. Китайские медиа активно рассказывают, как на Западе умирают миллионы, что является прямым следствием неправильных действий властей США и других стран. Мы заботимся о людях, а они наплевали на них.
Альтернативная версия
Си Цзиньпин готовится к юбилейному XX съезду Компартии Китая, который пройдет в конце 2022 года. Там он третий раз будет избран генсеком, что будет впервые в истории Китая. Все предыдущие китайские лидеры покидали должности генсека КПК и председателя КНР после двух сроков. Это волнительный момент для Си и его соратников, поэтому в настоящий момент отказаться от политики нулевой терпимости, значит «потерять лицо». Партия не монолитна, сомнения в эффективности такой политики уже высказывались многими чиновниками и докторами, так что назад дороги нет. Нужно упорно стоять на своем.
В стране накануне съезда не может быть других точек зрения. В итоге решает все один человек.
Шанхай даже в самые серьезные вспышки обычно оставался «островом свободы», где часто действовали ослабленные или альтернативные меры. Но видимо пришло время показать, кто тут хозяин.
Что же в итоге произошло с Шанхаем? Почему он показал себя в борьбе с вирусом хуже всего в стране?
В этой связи гуляет множество теорий:
Официальная версия шанхайского факапа появилась на днях. Все по старой методичке - перегибы на местах. Причем даже не на уровне мэра города Ли Цяна, которому прочат место чуть ли не китайского премьера в обновленной команде Си. Сейчас в местных СМИ активно распространяют версию, что никакого локдауна по типу Уханя и не было. Мол городские власти никогда и не блокировали город, поэтому о никаком снятии локдауна речи быть не может, ведь его и не было. А виноваты во всем домовые комитеты (居委会), администрации микрорайонов. Так что проблемы с поставками продуктов и жесткими мерами на них.
В отличие от вспышек в других регионах, когда летели шапки самых высокопоставленных чиновников, в Шанхае пока к ответственности не привлекли никого выше администрации районов. Хотя если следовать официальной логике, то именно центральные шанхайские власти провалили сдерживание вируса своим либеральным подходом. Город не закрывали даже когда количество ежедневных кейсов достигало нескольких сотен, что по китайским меркам очень много. Многие города в Китае закрывают из-за буквально нескольких десятков случаев. Шанхайские же власти пытались победить Омикрон уже доказавшими свою эффективность частичными блокировками районов.
Но этот штамм оказался более заразным, и такая тактика не сработала. В начале вспышки в китайских соцсетях можно было прочитать, как люди из провинций писали с некоторым злорадством: «Ну, что шанхайцы, допрыгались со своим альтернативным подходом. Думали, вы самые умные. Вот теперь будете сидеть. Нет, чтобы как все сразу закрыться, а вы дождались вспышки, которая теперь угрожает всей стране».
Альтернативные причины шанхайского локдауна включают в себя абсолютно разные теории заговоров: от клановой партийной борьбы до учений по контролю населения на случай начала военных действий против Тайваня или других мобилизационных событий. Мол, если даже свободолюбивых шанхайцев можно усмирить, то значит, все под контролем. Более подробно эти версии я разбирать смысла не вижу. Не буду отнимать хлеб у некоторых китаистов, активно делающих на этом свой пиар 😉
В следующем посте напишу более подробно о том, что происходило в Шанхае, и к каким последствиям это привело.