В воздухе Шанхая витает атмосфера второго локдауна. Практически ежедневные тесты, регулярные закрытия компаундов, но вирус победить не удается. За последние 10 дней было зафиксировано более 400 кейсов.
Пришло время опубликовать обещанный второй пост про весенний шанхайский локдаун. Тянуть больше нельзя, а то мозг устроен так, чтобы как можно быстрее забывать плохие события. А такое забывать нельзя.
О причинах локдауна и политике нулевой терпимости к ковиду я писал здесь https://vk.com/wall5194617_10997
А сейчас я хочу рассказать, что же конкретно творилось в Шанхае. Если описать очень кратко: бесчеловечность и отсутствие логики.
Теперь к иллюстративным примеркам:
– Недостаток продуктов питания.
Кто бы мог подумать, что в одном из самых богатых городов мира люди будут голодать в мирное время. Официально не было зафиксировано ни одной голодной смерти, спасибо добрым соседям, которые выручали друг друга. Но рацион у большинства был весьма скудный, особенно первый месяц. Людям не хватало продуктов первой необходимости. Так, лично я не мог достать картошки, хлеба и помидоров почти месяц, не говоря уже о таких вещах как кофе и т.п.
Почему так получилось? Изначально город разделили на две части, которые по очереди должны были закрыть на 5 дней. Люди запасались едой максимум на неделю, но оказались взаперти на 2 месяца, а некоторые почти на 3. Доставка продуктов не работала: супермаркеты, рестораны, все было закрыто. Маркетплейсы не доставляли в Шанхай. Надеятся можно было только на гуманитарные пайки от местных властей, и на групповые закупки с оптовых баз, а также натуральный обмен с соседями.
С пайками творилась невероятная херня. Какие-то районы получали их чуть ли не по три раза в неделю, включая стейки, креветки и много других продуктов. В моем же районе за 2 месяца было буквально 6 пайков и состояли они из риса, лапши быстрого приготовления, молока, не самой свежей зелени и каких-то снеков. В общей сложности один паек это 1-2 дня питания на одного человека. А люди в Китае живут большими семьями с бабушками и дедушками. Кроме того, у многих, особенно моложеди, в маленьких студиях даже нет нормальной кухни. Готовить дома здесь не особо популярно. Другие провинции присылыли гуманитарную помощь Шанхаю, но ее просто не пускали в город, или бумажная волокита и логистика занимали так много времени, что тонны продуктов просто портились.
Спасали, конечно, групповые закупки. Однако выбор был крайне ограничен, а цены на продукты, часто далеко не самого хорошего качества, были в 3-5 раз выше обычных. Кроме того, приходилось постоянно сидеть в чатах групповых закупок жильцов дома, чтобы не пропустить момент, когда вдруг отменилась очередная закупка и соседи уже укомплектовали следующую.
Рано утром и поздно вечером в определенное время открывалась продажа в нескольких приложениях по доставке свежих продуктов, но это было большой лотерей: нужно было лихорадочно долбить по кнопке заказа, а приложение постоянно вылетало и зависало. В итоге из 10 позиций чудом иногда удавалось получить одну или две, и это уже было большой удачей. В таком режиме выбивания продуктов онлайн приходилось жить весь локдаун.
– Массовые тестирования
ПЦР тесты делали минимум 3 раза в неделю, а иногда и каждый день. Причем могли поднять в час ночи или пять утра, расхаживая по подъезду с громкоговорителем и бешено долбя в двери. А теперь про отсутствие логики: тестирование делали на улице. В лифты в этот момент набивались по десять человек, а затем на улице стояли вместе в огромной очереди. В итоге в домах с кейсами естественно все заражались по кругу вновь и вновь.
Плюсом к ПЦР-тестам ежедневные самотесты, которыми просто заваливали каждую квартиру. Могли утром принести 10 тестов, а затем вечером еще зачем-то штуки 3.
Интересно, что когда власти решили открывать Шанхай и назначили дату 1 июня, то многих увозили целыми домами, но не делали им ПЦР-тесты. Они в статистику не попадали. Так, мой друг в конце мая сделал самотест дома с положительным результатом, честно сообщил домовому комитету, что болен. Его отправили в ковидный отель, но ПЦР тест делать не стали, а через неделю он вернулся домой. Лечения ему также не предоставляли, ведь официально он не был болен. Да, и вообще в ковидных лагерях просто изолировали, но особо не лечили.
– Ни шагу из квартиры
В зависимости от серьезности ситуации в отдельных компаундах могли разрешать выходить погулять в компаунде. Вокруг дома по кругу. Да, как на зоне. Но кому-то везло меньше, и неделями нельзя было выйти даже из квартиры, люди с собаками организовывали им туалеты из кустов и земли прямо дома. Многое зависело от местных домовых комитетов, которые в итоге обвинили в провале борьбы с вирусом в Шанхае (подробнее в первом посте). В моем доме не все было так строго, более того, на второй месяц наш ЖЭК начал приторговывать различными продуктами прямо на первом этаже.
– Ковидные лагеря
В сети есть сотни видео о переоборудованных выставочных центрах и стадионах, куда свозили как зараженных, так и близкие контакты. По сути это огромные казармы с тысячами коек. В большинстве из них не было нормальных душевых, стояли вонючие биотуалеты, в марте и апреле было достаточно холодно, а где-то во время дождя протекала крыша. Одного приятеля увезли в такой лагерь, как близкий контакт, хотя его тест был отрицательным. И что вы думаете? Конечно, он заразился ковидом на следующий день, и пил китайские травки при температуре 39 под пердеж и кашель других жителей лагеря. Взять здорового человека и по сути заразить вирусом, поместив в его такие условия, это было нормой.
В первые недели совсем маленьких детей возраста 4-5 лет могли увезти отдельно от родителей, но после небывалого шума в интернете, с ребенком разрешили находиться одному из родителей.
Кроме того, многих увозили вообще после того, как они уже успевали выздоравливать. Потому что иногда требовалось до недели, чтобы после положительного теста тебя забрали.
– «Старикам почет»
Это к отсутствию человечености и хоть какой-то гибкости в правилах. Гуйдин (правило) есть гуйдин, он для всех одинаков. В итоге мы видели как белые человечки толпой тащили из их квартир столетних стариков, многие из которых еще всячески упирались. Так у друга после такой ссылки в лагерь сразу по возвращению домой умер дед, и таких случаев сотни, если не тысячи на мегаполис с населением 26 млн.
– Отмена других болезней
Такое было везде в мире, когда на фоне борьбы с ковидом вроде бы отменили все другие заболевания. Однако, здесь это приняло абсолютно гипертрофированный оборот. Опять возвращаемся к бесчеловечности и робото подходе.
Чтобы попасть в больницу, во-первых, нужно было доказать, что у тебя достаточно серьезная ситуация. Это по сути решал домовой комитет. Зубная боль, хронические заболевания и т.д. к этому чаще всего не относились. Мол, ждите окончания локдауна. Сколько людей умерло от неполученного должного лечения, мы вряд ли узнаем, и тем более сложно сосчитать жизни скольких людей сократились от ухудшения хронических заболеваний. Лично у меня обострилась шейная грыжа, обычно 3-5 дней терапии в больнице снимало воспаление, однако в этот раз пришлось терпеть и придумывать что-то в домашних условиях.
Кроме того, даже если тебе удавалось получить разрешение на выезд в больницу, то нужно было иметь актуальный на сегодня отрицательный тест. То есть если у вас не было теста в последние 8 часов, даже при самых критических случаях больница вас не принимала. Так у друга знакомая пара потеряла ребенка. Беременная девушка с кровотечением стояла на пороге больницы, ожидая результатов теста, чтобы получить помощь. Когда их пустили было уже поздно.
Ребенок нашего китайского клиента получил травму пальца руки, и они также обивали порог больницы в течение 6 часов, а когда их пустили, палец пришлось ампутировать. И это не было очень серьезной травмой, но время сделал свое дело.. Таких историй тысячи.
– Суициды
В чатах по-прежнему пишут, как то тут, то там люди выпригивают из окон. Громкий случай произошел с известным скрипачом, который жаловался на острые боли в животе, но в двух больницах ему отказали в лечении, сославшись на несерьезность заболевания. Он покончил с собой.
– Убийства домашних животных
Вопреки нашумевшим новостям, это все-таки было не правилом, а перегибом на местах. Массовым это не стало, что не отменяет того, что несколько случаев были зафиксированы официально. Зараженного хозяина увозили в лагерь, и не зная, что делать с животными, кто-то их действительно убивал. Здесь точно нужно винить домовые комитеты.
– Цензура
Никто не тешил себя иллюзиями по поводу цензуры в Китае. Однако, в шанхайский локдаун цензоры переплюнули самих себя. Удалению подвергались даже статьи с призывами о помощи, списки людей, которым нужна поддержка, видео с заколоченными дверями и многие другие ужасные реалии локдауна. Удалялись все интервью ведущих китайских докторов, заявления ООН, и даже статьи с выдержками речей Дэн Сяопина актуальные в той ситуации, которые шли вразрез с официальной позицией. В итоге китайцы из других регионов до сих пор не до конца осознают, что пришлось пережить шанхайцам, а также другим закрытым провинциям и городам вроде Цзилиня или Сианя.
- Потери рабочих мест и банкротства бизнесов
Очень многие обанкротились, крупные компании сократили тысячи людей. И не только в Шанхае, ведь это экономический центр всей страны. Меры поддержки заключаются в основном в снижении налогов или освобождении от них, но если нет прибыли, какие к черту налоговые поблажки?! Некоторые муниципальные арендотатели освободили компании от арендной платы на 3-6 месяцев, однако большинство помещений принадлежат частным компаниям, которые особо на встречу никому не пошли.
В моем окружении как минимум три владельца баров и ресторанов объявили себя банкротами. И еще несколько креативных агентств, которые, как и мы, не могли снимать и делать многие проекты, завязанные частично на офлайн. Уверен, что в других сферах не лучше.
И даже сейчас, когда мы возобновили работу и постепенно зализываем раны, бренды достаточно сложно выделяют какие-либо бюджеты на маркетинг, ибо это первое что сокращают компании в такой ситуации. Никто не знает, что будет завтра. Очень много людей, потеряв работу, вернулись в родные деревни и мелкие города, и возвращаться не собираются.
Как вам такие истории? Мы в Шанхае по-прежнему ох..м, и пытаемся осознать, что это было.
Получился текст на 10 тыс. знаков, но это очень малая часть того, что можно рассказать. Про этот крупнейший за всю историю и трагичный локдаун можно писать книги.
В китайском интернете после этих событий Шанхай 上海 shànghǎi приравняли к 伤害 shānghài, что очень похоже по звучанию и значит «наносить ущерб/травму, вредить».
Единственный плюс локдауна, о котором говорят знакомые китайцы, – эти события многим открыли глаза на проблемы в китайском обществе: от цензуры и бессмысленных гуйдинов до изменения отношения к властям на самом высоком уровне. Они испытали все проблемы системы на себе и теперь по-другому смотрят на многие вещи в Китае. В Шанхае осталось не так много людей, которые бы поддерживали текущие меры и политику нулевой терпимости.